Что такое бенчмаркинг

Что такое бенчмаркинг

Что такое бенчмаркинг

Хотите вывести компанию в лидеры, избежать ошибок, массово увеличить продажи? Для этого есть бенчмаркинг. Проверенный временем и очень хороший способ дать сильный толчок своему бизнесу.

Бенчмаркинг простыми словами – это изучение опыта лучших компаний, и внедрение этих знаний в свое дело для увеличения прибыли.

Определение это условное и упрощенное, зато понятное. Чтобы вы смогли уловить суть бенчмаркинга, приведем 3 простых примера

Завод

Завод А выпускает молоко. Однако в этом же регионе есть другой завод Б, который также выпускает молоко, но по цене ниже. Компания А начинает изучать все аспекты производства у Б. Выясняют, почему у них дешевле. Полученные знания они могут внедрить на свое производство, чтобы сделать свой продукт дешевле.

Автозаводы

Автозаводы обычно выкупают новые модели автомобилей других производств. Они разбирают их, изучают все материалы, детали и технологии. Полученный опыт также они могут использовать в своем производстве.

Цветочный салон

Цветочный салон может сравнить работу конкурентов (в своем и не только регионе) – систему продаж, доставки, поставщиков, квалификацию персонала, чтобы улучшить свои показатели.

Это лишь пара простых зарисовок. На практике видов бенчмаркинга очень много. Например, могут сравниваться исключительно финансовые отчеты.

О разновидностях бенчмаркинга мы и поговорим в этой статье. Также найдем преимущества и недостатки, обсудим, для чего нужен бенчмаркинг и как он проводится.

Зачем компании нужен бенчмаркинг

Зачем компании нужен бенчмаркинг

Плюсы

Профессиональный бенчмаркинг позволит:

  • Улучшить работу в целом – внутренние процессы и внешние взаимодействия.
  • Получить картину реального положения дел фирмы в сравнении с конкурентами.
  • Увидеть преимущества стратегического планирования и развития.

Все эти данные в сумме помогут компании увеличить прибыль и укрепить положение на рынке.

Сторонний успешный опыт может помочь решить много проблем в бизнесе и избежать финансовых потерь. Лучше учится на чужих ошибках.

Минусы

Отличный способ избежать недостатков от бенчмаркинга – нанять профессионалов!

И все же обсудим и минусы. Их немного:

  • не всегда легко достать информацию;
  • если полученные данные использовать неправильно, прибыль можно и не получить;
  • анализ занимает некоторое время.

Очевидно, что недостатки бенчмаркинга существуют только для тех, кто не является специалистом в этом вопросе.

Важный момент! Чтобы правильно применить результаты бенчмаркинга, лучше всего нанять экспертов. Они помогут векрно проанализировать и внедрить новый опыт.

Виды бенчмаркинга

Виды бенчмаркинга

Чтобы иметь общее представление, посмотрите эти короткие зарисовки о каждом виде.
Какой выбрать именно вам – зависит от цели, которая стоит перед фирмой.

Общий

Бенчмаркинг при котором одна компания изучает другую детально по всем сферам. Анализируются все процессы. Материалы, поставщики, система продаж, подбор персонала, делопроизводство. Изучается все, что ест в открытом доступе и можно получить. Этот анализ дает самую полную картину.

Внутренний

Ситуация, когда фирма изучает сама себя. Сравнивает работу и показатели отделов, филиалов или параллельных процессов. Очень полезно для компании в целом, чтобы выявить сильные и слабые точки. Но выявление новых технологий и методик здесь не ожидается.

Пример

Сеть салонов сотовой связи отслеживает, почему в Южном филиале продаж больше чем в остальных. Если находятся принципиально важные моменты, то остальные филиалы подтягиваются до нужного уровня – например, переносятся точки продаж в более удобное место или меняется система подбора персонала. Уровень жизни в регионах разный, он напрямую влияет на количество продаж. Поэтому в «бедных» регионах может быть скорректирован ассортимент на более дешевый или предоставлено больше вариантов рассрочек, покупок в кредит.

Конкурентный бенчмаркинг

Второе название конкурентно-ориентированный. Как раз тот случай с автомобилем в начале статьи. В этом виде бенчмаркинга анализируются только конкуренты своей отрасли. Рассматриваются как локальные, так и крупные мировые лидеры.

На практике это выглядит так – закупается продукция, разбирается на детали или ингредиенты. Также здесь изучается еще и система качества и обслуживания клиентов, организация производства и бизнес процессов.

Конкурентно-ориентированный бенчмаркинг выполняется по отношению ко всему бизнесу в целом, но только в своем сегменте!

Проводить такой анализ очень сложно. Большинство компаний охраняет свою информацию под маркой «конфиденциально».

Пример

Косметический завод может сделать закупку продукции конкурентов. Изучить все компоненты косметических средств. И тем самым улучшить свою продукцию, чтобы она была более эффективна и привлекательна для потребителей.

Функциональный бенчмаркинг

Изучение функционала успешных компаний. Здесь важно понимать, что выполняться такой бенчмаркинг может по отношению к любой фирме даже из других отраслей. Это позволяет находить новые технологии и методы, которые в этой сфере еще никогда не применялись.

Один из самых простых бенчмаркингов. Ведь здесь анализируются внешние проявления свойств объекта в системе общественных отношений. Проще говоря, изучаются действия компании по отношению к клиентам и партнерам. А эта информация в открытом доступе. Ее легко отследить дистанционно.

Пример

Сеть ресторанов имеет уникальную программу лояльности и рабочую систему акций. Эту схему может изучить и адаптировать к себе бизнес из любой сферы – фитнес центр, супермаркеты и прочие.

Бенчмаркинг бизнес-процесса

Может проводиться, как в одной отрасти, так и в разных. Представим, что у компании есть проблемы в одной из сфер – например, кадровом деле, или проседает работа отдела продаж. Тогда для бенчмаркинга ищут компанию, у которой именно этот бизнес процесс отлажен и работает успешно.

Пример

У интернет-магазина обуви плохо развит сегмент маркетинга и рекламы. Они изучают опыт как среди своих прямых коллег – других интернет порталов в своей стране, так и лучших мировых корпораций по производству и продаже обуви типа адидас. В большей или меньшей степени этот опыт применяют для налаживания своего бизнес-процесса.

Бенчмаркингу уже больше 50 лет

Считается, что впервые этим методом воспользовалась известная во всем мире корпорация XEROX. Сегодня же это доступно каждому, в том числе среднему и малому бизнесу.

Чтобы бенчмаркинг принес пользу вашей компании, нужно соблюдать важное условие! Заниматься им должны профессионалы!